В.Б.Борщев
     Илеть
     (байдарочный поход, апрель 1983 года)

23/IV
     Сел в казанский поезд – еду в поход. Меня ещё зимой позвал Феликс. У них это традиционный апрельский байдарочный поход. И маршруты традиционные – по Илети или по одному из её притоков. Едут на поезде Казань – Йошкар-Ола, выходят на подходящей станции, а там до места или на автобусе, или ещё как-нибудь.
     Мы выезжаем 26/IV, и Феликс говорил, что 1/V я смогу быть в Казани. Мне нужно – 2 мая отцу 70 лет, я и в поход-то собрался, потому что приезжаю на юбилей. Высадив меня, они ещё проедут чуть ниже по Илети – там у них традиционный весенний сбор, будет много народу.
     Я до этого на байдарке ездил всего один раз – как-то летом мы с Максимом, Таней, Леночкой Ефимовой и её сыном ходили в трёхдневный походик по одной подмосковной речке.

26/IV, 10 ч 20 мин утра
     Итак, первая часть пути сделана, только что мы довезли тележки с байдарками от Феликсова дома до вокзала. Феликс с Владиком пошли за мороженным и за справками – с какой платформы поезд. По дороге мы обсуждали – можем ли мы называться гужевым транспортом, не будучи лошадьми. Во всяком случае, мы хотя и ехали иногда не по той стороне улицы, но на светофоры обращали внимание.
     У нас две байдарки, обе на тележках. Феликсова тележка первоначально была детской коляской, точнее, её рамой. Но прутья рамы не выдержали, и в этом году он сделал (вернее, ему сделали) раму помощнее, но тех же размеров. Вторая тележка – примерно то же самое, только колёса поменьше и рама потоньше (видимо, другой вариант детской коляски). Байдарки пакуются в один свёрток, туда же добавляется ещё кое-какое барахло – палатки (у нас их две на четверых – тесно не будет), резиновые сапоги, сковородка и ещё что-то. По форме это напоминает свёрток с младенцем, только размером побольше.
     Рюкзаки у нас внушительные – продуктов набрали дикое количество. Только у меня 5 банок по 0,8 л – с тушёнкой и сливочным маслом, две бутылки Эрети, 6 буханок хлеба, 1 кг сахара, 2 кг картошки и ещё какая-то мелочь. У Феликса рюкзак ещё больше – у него там котелок и чайник. У Владика чуть поменьше, но тоже приличного размера. Люда должна придти прямо на вокзал. Нас четверо.

Персоналия
     Я – Владимир Борисович Борщев. Как уже говорилось, на байдарке почти не плавал.
     Феликс – Феликс Залманович Рохлин. Мы учились с Феликсом в одной школе – в параллельных классах, потом в институте (в КАИ – Казанский авиационный институт), потом в аспирантуре в ВИНИТИ (Всесоюзный институт научной и технической информации) в Москве. Он вернулся в Казань, а я остался в Москве (и в ВИНИТИ). Сейчас он преподаёт в КАИ. В институте в походы мы почему-то (скорее всего, по глупости) не ходили. А вернувшись в Казань, Феликс примкнул тут к туристской компании Трусфуса и ходил с ними и в горы и на байдарке. Это, кажется, седьмой его весенний байдарочный поход. Лет пять назад он сам купил байдарку, упрочнил её, наклеив на резину вдоль стрингеров какую-то специальную ленту. Байдарка его выглядит сравнительно новой.
     Владик – Владислав Иосифович Медведев. Он чуть помладше нас с Феликсом, работает на той же кафедре, что и Феликс. Я с ним встречался, когда приезжал к Феликсу читать лекции, но практически не знаком.
     Люда – Людмила Сергеевна Хохлова. Она сильно моложе всех нас, но самый опытный «байдарочник» – ходит на байдарках весной здесь, а летом по Кировской области или ещё где-то. Вторая байдарка – её, вернее она у них на двоих с подругой. Позавчера мы с Феликсом заходили к этой подруге, извлекли байдарку из подвала и привезли её к Феликсу. Люда – программист, работает в Казанском филиале ИНЭУМа (Институт электронных управляющих машин). Так что у нас профессионально-однородный состав получается. Я с Людой познакомился вчера на собрании (они-то все из одной туристской компании, по сто раз вместе ходили).

Собрание
     Собрание было вчера вечером у Феликса. Повестка дня была большая: Оргвопросы, Маршрут, Продукты, Аптечка, Ремонтная база и что-то ещё.
     Главным оргвопросом было назначение начальника. Феликс вначале предложил эту должность Владику, но тот отказался, сказал, что он всегда был завхозом, завхозом и будет. Сам Феликс не жаждал власти, а моя кандидатура естественно не обсуждалась – я новичок. Оставалась Люда – она по всем статьям подходила, но долго отнекивалась, говорила, что мы её слушаться не будем. Мы приносили свои заверения.
     Обсуждалось два варианта маршрута – по самой Илети и по Юшуту, самому большому её притоку. Феликс был за Юшут, он там был а позапрошлом году и ему понравилось. Говорит, что там места лучше и народу меньше, но и воды меньше, может быть он уже совсем обмелел, паводок уже прошёл, весна-то в этом году удивительно ранняя и тёплая. Всем остальным было всё равно куда идти, но так ничего и не решили.
     Проверили – все ли продукты куплены. Их явно немало. Владик с Людой составили меню на каждый день. Но часть заготовленных продуктов туда не уместилась.
     Я думал, что они заранее составляют меню на каждый день и удивлялся такого рода долгосрочному планированию. Они же составляли, так сказать, «прикидочное меню», просто, чтобы понять, хватает ли продуктов, может чего-то слишком мало...
     С ремонтным набором и аптечкой тоже вроде бы всё в порядке.

11 ч 20 мин
     Уже едем. Куда – так и не решили. Но часа через два с половиной придётся решать – в зависимости от маршрута нужно сходить на разных станциях.
     Продуктов у нас невообразимое количество. Рюкзаки тяжеленные – как для месячного летнего похода. Как Люда свой рюкзак дотащила – дико тяжёлый. Продуктами увлеклись, а вот миски Феликс с Владиком забыли – придётся по дороге покупать.
     Погода пока прекрасная. Днём – выше 20º, небо голубое, солнышко. Если бы так всё время.
     Чуть проехали – и народ захотел есть. Люда утром не завтракала, не успела, Феликс почти не спал – поэтому, видимо, есть хочет. Быстро опустошили сумочку с «поездными» продуктами.
     Владик, как только мы сели в поезд, сразу же принялся за свои завхозные обязанности. Достал блокнотик, аккуратно разграфил его и меленьким почерком стал с Феликсовой бумажки переписывать список продуктов, отмечать, кто что купил и сколько денег истратил, и даже, по-моему, меню, которое они с Людой составили, тоже переписал.
     Меню очень разнообразное. Завтраки и ужины – обеды не планируются, только перекусы. Первое блюдо – картошка с тушёнкой или гречка, или макароны – всё с той же тушёнкой. А на второе – вторая дизъюнкция, чай или какао.
     Проезжаем по мосту через Илеть – воды мало. Боимся, что в Юшуте ещё меньше, и решаем выходить на следующей станции – Шелангер, т.е. ехать на Морки, на Илеть. Выходим. Стоит автобус. Грузимся. Шофера ещё нет, и никто не знает, когда отправление. Публика идёт в магазин – миски покупать. Я остаюсь. Вдруг приходит шофёр, говорит – едем. Я прошу его подождать, бросаюсь в магазин, зову, а Владик, оказывается, брюки мерит. Нужно бежать, а он без штанов.
     Прибегаем. Небольшая перебранка с шофёром. Феликс где-то слышал, что за туристское снаряжение не нужно платить, а шофёр предлагает брать багажные билеты. Достигаем компромисса – берём два билета на байдарки, а рюкзаки везём бесплатно. По дороге – контролёр, которого предрекал шофёр («мне-то всё равно»). Он тоже ворчит про рюкзаки, но делает это довольно лениво. В автобусе висит «карта опасных участков» – обозначены все крутые спуски и мосты, а заодно и все автобусные линии. Оказывается, что после Морков можно ехать не только туда, куда мы собирались, на Фадейкино, но и на Петровское, там тоже Илеть, но выше.
     Приежаем в Морки. На автостанции смотрим расписание. На Фадейкино автобус в 16:20, на Петровское в 17:20. Решаем поэтому ехать на Фадейкино. Потом оказывается, что и на Фадейкино автобус отходит в 17:20.
     Сейчас сидим, ждём этого автобуса. Купили здесь лимонов – ни в Москве перед моим отъездом, ни, тем более, в Казани их не было.

27/IV, 12 ч 25 мин
     Стоим днёвкой или полуднёвкой, ещё не решили, на берегу Илети. Но прежде всего, вчерашний день.
      Подошёл наш – «фадейкинский» – автобус. Погрузились, поехали. Через пять-десять минут автобус, чуть отъехав от Морков, останавливается. Входит тот же контролёр, который ворчал на нас на предыдущем автобусе. Тут он разъезжает на «Волге» (с шофёром) и успевает, видимо, обслужить все маршруты. Видит нас, спрашивает, взяли ли мы два билета на багаж (про рюкзаки уже и не говорит). А мы не взяли, в кассе багажных билетов не продают. Платим причитающийся двугривенный. Едем дальше.
     Вот и Фадейкино. Оно на берегу Илети, но до берега от шоссе метров 300 и хорошего подъезда нет. А впереди по шоссе мост через Илеть, примерно в километре. Просим шофёра подвезти нас к мосту. Он нас везёт. Я спрашиваю, будем ли за это платить. Люда приводит цитату из Трусфуса – основного авторитета по туристским делам: «Не нужно развращать местное население». Благодарим и не платим.
     Без четверти шесть. Начинаем собирать байдарки. Занимаемся этим больше полутора часов. Мы с Феликсом – его байдарку, Люда с Владиком – Людину. В процессе я ломаю штучку, соединяющую две трубки стрингера. Феликс говорит, что это не фатально.
     Спускаем байдарки на воду приблизительно в половине восьмого. Выясняется, что Людина байдарка чуть течёт.
     Решаем отплыть за деревню и в первом же удобном месте устроиться. Люда с Владиком уезжают вперёд, мы только иногда видим их впереди, и то в самом начале, потом отстаём.
     Едем через Фадейкино, деревня долго тянется. Довольно много народу. По берегам долблёные челноки, используемые для переправы. Дети громко и с удовольствием здороваются с нами. Наконец, деревня кончается. Едем и смотрим, не остановились ли где-нибудь наши. Но их не видно. Много рыбаков, в основном, они уже возвращаются в деревню. Темнеет. Километра через два новая деревня – Мазикино. Тоже долго тянется – вначале сама деревня, потом в километре от неё скотный двор.
     Совсем темно, а их нет. Удивляемся, как это они на дырявой байдарке столько проехали. Не утонули ли. Наконец видим – стоит байдарка, а Владик с Людой где-то гуляют, видимо, место ищут.
     Пристаём – и Люда подходит. А Владик действительно ушёл искать стоянку. Подходит – говорит, что хорошее место чуть впереди. Подъезжаем, выгружаемся. Уже половина десятого. Владик уходит за кольями для палаток. Я иду за дровами, Феликс разводит костёр. Ставим палатки. Пьём чай. Вернее, вначале вино. Бутылку румынского рислинга Феликс с Людой купили в Морках (Владик долго ворчал, что такой расход произведён без его санкции, грозился не оплатить). А потом и Эрети бутылку выпили. Закусываем жареным мясом, которое по заранее составленному меню полагалось, по-моему, на конец похода. Поужинали – уже поздно, Владик забирается в палатку. Мы ещё сидим какое-то время, ещё раз чай пьём. Ложимся в первом часу ночи.
     Вечером было сравнительно тепло, я на байдарке был в свитере и в штормовке. А ночью – часа в три, в четыре – совсем прохладно.
     Мы с Феликсом свою палатку не закрыли, и к утру, когда уже потеплело, налетело немного комаров. Я спрятался с головой в мешок, и туда они уже не забирались. Как сказал утром Феликс, комары были слабые. Это он характеризовал их качество, а не количество.
     Я встал в восемь. Было уже тепло, солнышко светило сквозь дымку. Умываюсь, развожу костёр. Выползают поочерёдно Владик, Феликс и Люда. Феликс с Владиком начинают клеить байдарку и Людины сапоги. Оторвав заплатку, Феликс несколько увеличил дырку и потом приклеил большую заплатку. Погода чудная, мы с Феликсом ходим в плавках. Утром я наладил удочку, сварил манную кашу, но рыба почему-то не хотела клевать.

Сейчас около трёх. Готовится обед. Скорее всего здесь и останемся ночевать. После обеда будет испытание байдарки и сапог.

Пообедали. В байдарке обнаружилась ещё одна маленькая дырочка. Владик её заклеил. А Феликс стал прилаживать руль к нашей байдарке и увидел, что мы её неправильно собрали, перекрестили стрингера в самом носу. Кажется, это моя заслуга. Пришлось разбирать и заново собирать. И руль Феликс наладил. Я снова пошёл рыбачить и снова с тем же успехом, хотя на этот раз я и червяков насаживал. Феликс жарил картошку на ужин. Почистили жереха. У нас было редкое сочетание – сухой молдавский херес и вяленый жерех.
     После ужина – опять объелись – пошли погулять. Сделали несколько кругов по высокому берегу над тем местом, где стоим. Посидели на скамеечке – там есть «оборудованная» стоянка немного ниже по течению – столик, скамеечки.
     В стороне гремели грозы – две тучи прошли мимо, нас не задевая. Вернувшись, мы ещё выпили чаю и пошли спать. Почти сразу начался дождь и шёл всю ночь.

28/IV
     Проснулись мы с Феликсом часов в семь от страшного удара грома. Где-то совсем рядом. Потом ещё несколько раз – вспышка и тут же гром. В самом центре грозы мы оказались. И дождь, естественно, лил.
     Феликс выполз наружу и потом снова завалился спать. А я проснулся, но носа из палатки не высовывал. Потом дождь перестал. Я вышел. Пошёл сосновых веток наломал для костра. Тут дождь снова зарядил. Я вернулся в палатку и провалялся ещё полчаса. Сейчас дождь вроде бы кончился, уже без четверти девять. Пойду костёр разводить. Феликс спит, Владика с Людой тоже не слышно.

Они встали в половине десятого или даже позже. Дождь кончился. Позавтракали. Стали собираться. Это долгая процедура. Выехали ровно в два.
     Едем (или плывём). Река вначале широкая, потом становится уже и быстрее. Встречаются препятствия. В основном, завалы. Где-то Владик рубит сучья у упавшего поперёк дерева, и потом лодка проезжает, а седоки, стоя в байдарке, перешагивают через дерево. А где-то нагибаемся и продираемся под деревьями. Потом громадное бревно плавает, перегородив всю реку. Феликс с Владиком выходят, проталкивают бревно, и оно уплывает.
     А в первый день мы проехали под низким мостиком. Феликс, который сидел высоко, быстро сполз вниз, чтобы не лишиться головы.
     Останавливаемся в четыре часа у впадения в Илеть речки Ировки. Выходим. Подогреваем макароны (на завтрак Феликс по совету Владика сварил полкило – конечно съели чуть больше половины). А до этого мы с Феликсом купаемся. Вода прохладная, но не слишком. Приятно. Едим, пьём чай. Выезжаем в половине шестого. Едем минут сорок – дома стоят. Это лесхоз. Люда с Владиком идут за молоком. Их долго нет – оказывается, корову при них доили. Приходят с чайником парного молока. Говорят, спрашивали, где купить, и какая-то старушка им сказала – там вон директор-баба, у неё молоко. У этого (или этой) директор-бабы они и купили.
     Пьём молоко – прямо из носика чайника (кружки где-то упакованы). Садимся в лодки, отъезжаем и в ста метрах мостик, совсем низкий, под ним не проедешь. Приходится разгружаться и перетаскивать байдарки. Это занимает минут двадцать. Едем дальше. Уже темнеет. Надо искать место. Владик с Людой едут впереди и смотрят по сторонам. Где-то останавливаются, выходят, но место им не нравится, дорога близко. Едем дальше. По дороге несколько перекатов. Один даже бурлит довольно сильно. Стремимся направить байдарку в «язык», самую гладкую часть.
     Останавливаемся в половине девятого. Уже темнеет. Берег песчаный, недавно ещё был залит водой. Весь порос какими-то белыми цветами – грозди на очень толстых и мясистых стеблях. Ужинаем и употребляем бутылку водки, закусываем жерехом. Люда приготовила картофельное пюре. Вроде бы и есть не хотелось, а быстро справляемся, пьём чай.
     Небо постепенно очищается, звёзды. Ложимся в 12. Решаем завтра встать в семь, чтобы раньше выехать и побольше проехать. Сегодня ехали ровно три с половиной часа и проехали немного (оценить трудно – этого участка на подробной карте нет, во всяком случае до намеченной сегодня цели – впадения Ашита – ещё далеко. В лесхозе сказали, что до него по прямой 25 км).

29/IV
     Я проснулся в 7 ч 20 мин. Натянул сапоги, вышел – уже теплее, ночь была холодная. Иду мою посуду. Вода мутная, глинистый раствор, видимо, где-то выше размывается глинистый берег. Кричу: – «Подъём!». Солнышко светит через какую-то плёнку. Сейчас готовится завтрак – какао из остатков молока и гречневая каша с тушёнкой. Владик говорит, что банка чуть вздулась – идут шутки про ботулизм.
     13 ч 05 мин. Сидим на берегу. По ветвям вокруг развешаны наши с Феликсом вещи. Примерно час назад мы перевернулись. Но по порядку. Мы позавтракали, собрались и выехали в половине двенадцатого. Сравнительно рано (если сравнивать со вчерашним днём). И надеялись сегодня проехать побольше.
     Мы с Феликсом ехали первыми. И почти сразу увидели небольшой завал. Упала ель, а в промежутке между её вершиной и противоположным берегом небольшая стремнина и торчат два бревна. Мы пристали. Феликс вылез, убрал брёвна. Люда с Владиком проехали. Феликс стал садиться. Мы стояли кормой вперёд. Течение сильное. Он говорит мне: «Начинай грести», а сам садится. И я гребанул. И то ли течение нас пошатнуло, то ли ещё что-нибудь – мы почувствовали, что переворачиваемся. Очутились по грудь в воде. Байдарка плывёт, вещи наши, вывалившиеся из неё, тоже плывут. Феликс схватил байдарку, мы её вытащили. Кое-что из плывущих вещей тоже успели выкинуть на берег. А какие-то вещи поплыли дальше. Мы крикнули Владику, они обернулись, развернулись и поплыли к нам против течения, ловя по дороге наши вещи.
     Мы выкинули из байдарки все оставшиеся вещи, вылили воду, из сапог тоже вылили воду. Покидали вещи снова и поплыли на пляжик на противоположном берегу, где, ожидая нас, загорали Люда с Владиком. И вот сидим, сушимся. Потери – котелок и кастрюля с кашей, нашим предполагаемым обедом.. Мы таким образом остались без котелков. Утонуло варенье и Феликсова фляжка, армейская, подарок его зятя. Фотоаппарат и экспонометр промокли и не ясно, будут ли работать. Плёнка погибла, слайдов не будет.
     Может быть и ещё что-нибудь потеряли. Слава богу, цел топорик отца – он им очень дорожит, а вполне мог вывалиться в такой ситуации, не был привязан.
     Почти весь хлеб промок. Быстрорастворимый сахар всё-таки не успел раствориться и превратился в полужидкое месиво. Конфеты промокли и слиплись с фантиками.
     Много вещей спасли Люда с Владиком. Удивительно, что не утонул пакет с консервами и сахаром – 2 кг. Пакет был качественным, плыл, как контейнер. Много чего промокло, и то, что было на нас, и то, что вывалилось, и то, что осталось в лодке – штормовки, свитера, мой матрасик и Феликсов поролон, спальники подмокли. Хорошо, что сейчас солнышко, хотя иногда его закрывают тучи. Подсушимся, поедим и поедем.

Поели – последний салат из последних овощей, колбаса, чай. А посушиться не удалось. Пошёл дождь. К счастью, не слишком сильный и ненадолго. Но наши вещи не стали суше, хотя и их, и себя мы упрятали в импровизированный шалаш – плёнка на кусте.
     Когда дождь кончился, собрались и поехали. Было около четырёх. Ехали без приключений. Завалов уже не встречалось, было несколько перекатов. В одном месте лодка села на камень. Пару раз садились на мели, но это всё мелкие детали, без купания, просто иногда с вылезанием из лодки. Люда с Владиком ехали впереди и даже на мель не садились.
     К семи часам доехали до устья Ашита – наш план на вчерашний день. Проехали ещё несколько километров и остановились. Владик сделал большой костёр. Поставили палатки. Феликс пожарил картошки (котелков у нас нет, чайник и сковорода – все «инструменты», каши не сваришь). Приняли по дозе, поели, выпили чаю.
     Небо вначале было ясное и звёздное. Луны не было. Потом поползли облака, показалась луна. Подул сильный ветер. Стало очень холодно. Феликс пошёл ночевать к Владику и Люде – для тепла. А я решил остаться «у себя» – для простора. Натянул на себя всё, что мог, даже шапочку лыжную на голову и вроде бы не мёрз, хотя всё время чувствовалось, какая холодная ночь.

30/IV-1/V
     Проснулся я окончательно без четверти восемь. Встал. Костёр ещё слегка дымился. Подкинул туда дровишек. Вымыл посуду вчерашнюю – вчера лень было. Умылся.
     Уже десятый час. Чайник вскипел. Они что-то не выходят, хотя я им уже орал. Видимо, на холод не хочется. Ночью опять был дождь, а сейчас пасмурно, но сухо. И холодно – самый холодный день пока, градусов 7-10.

Выехали в половине первого – очень много времени у нас уходит на сборы – завтрак, мытьё посуды, упаковка вещей, спуск байдарок, погрузка. Мы как-то не торопимся. Может быть, это и правильно – мы же отдыхаем.
     Едем. Первый ориентир впереди – Красный стекловар. Это стекольный завод, на котором, как говорит Феликс, раньше делали треугольные бутылочки для уксусной эссенции. А что сейчас делают после отмены этого продукта – неизвестно. Завод этот в полутора километрах от реки, его не видно, зато виден большой новый мост – по нему идет дорога на завод. До моста этого едем уже час сорок минут. Останавливаемся прямо под мостом. Перекусываем. Владик ревностно следит за тем, чтобы мы потребляли продукты – колбасу, сыр, гренки, которые я поджарил утром. Мы с Феликсом были дежурными, Феликс жарил гренки на завтрак, а я – на дорогу. Хлеб наш подмок, а гренки, оказывается, фирменное походное блюдо Феликса.
     Снова едем. Вскоре после моста маленькая деревушка. Мы с Феликсом всё время отстаём от Люды с Владиком – на каждом привале они утверждают, что уже давно нас ждут. На очередном привале ничего не едим – только «витамины» – верхушки сосновых веток, только что вылезшие.
     Едем ещё час – в шесть часов видим на берегу Люду с Владиком. Предлагают выпить чаю. Есть не хочется, но почему бы не попить чаю. Будет у нас не five, а six-o-clock. Но Владик требует ещё консервы – лосося. Феликс жарит гренки, на этот раз с сыром, который Люда трёт на тёрке. Очень привлекательно они выглядят, как на картинке в кулинарной книге. И вкусно. А в чай добавляем смородиновый лист. Тоже вкусно и ароматно, хотя это и не совсем чай, а смородиновый напиток. На всё это объедание уходит час – отъезжаем в семь. Вскоре на берегу видим туристскую компанию, в основном из девочек («бантиков» по их – Феликса & Co – терминологии). Бантики нам сообщают, что мы проплываем мимо пасеки, но она мол ещё не действует. Пасека – это ориентир. Она есть на карте и расположена дальше того места, которого мы хотели достичь – деревни Алеушино у устья какой-то впадающей справа речки. Но ни речки, ни деревни мы не видели. То ли они существуют только на карте, то ли деревня в стороне от Илети, а речки мы не заметили.
     Радуемся нашим успехам – успеваем к сроку – и едем дальше. Ищем место и останавливаемся. Место нравится Люде и не нравится Владику, «почва нездоровая». Действительно, какие-то мелкие кочки. Но нам некогда выбирать, темно уже.
     Решаем ставить одну палатку – ночь обещает быть холодной. Вместе теплее и можно накрыться другой палаткой. Есть никому не хочется, но Владик требует жарить оставшуюся картошку. Без этого, говорит, водки не полагается. Люда жарит картошку, режем сало для закуски. Выпиваем остаток водки – дико холодно, даже у костра. Пьём чай и укладываемся. Похоже, что уже температура ниже нуля – кажется, что дно байдарок, под которые мы укладываем вещи, покрыто замёрзшими капельками воды.
     Ложимся – не очень тесно и сравнительно тепло под второй палаткой, тем более, что каждый из нас натянул на себя всё, что мог. Только вот в спальнике у меня ломается молния и ноги вылезают.
     В половине шестого встаю – всё покрыто изморозью, трава серебристая и хрупкая – мороз не слабый. Снова ложусь и сплю часа полтора. Вставать решили рано, но что-то лень. Поднимаюсь только в восемь, развожу костёр, бужу остальных. Завтракаем. Владик жарит тушёнку. Я объявляю разгрузочный день, только чай пью. Люда с Феликсом тоже почти не едят к неудовольствию Владика. Собираемся на этот раз сравнительно быстро – выезжаем в половине одиннадцатого. В честь праздника и последнего дня похода Люда достаёт воздушные шарики. Надуваем их и прикрепляем к «мачтам» – веточкам, воткнутым в нос байдарки вместо паруса. А Владиков носовой платок на задней мачте их лодки заменяет флаг. Едем. Вскоре встречаем группу туристов. Они говорят, что до следующего ориентира – радонового источника – примерно час. Мы с Феликсом опять отстаём. Берега очень живописные. Смотрим налево – ищем речку Петьялку. Её долго нет, потом видим что-то похожее на неё. Едем дальше, видим впереди на повороте яркую палатку. Рассуждаем о её достоинствах, поворачиваем и замечаем нашу байдарку. А на бугорке, выше, сидят Люда с Владиком и давно на нас смотрят, а мы их не заметили, засмотрелись на ту палатку. Опять едим «витамины». Плывём дальше. Проплываем «Зелёный ключ» – радоновый источник. Владик хочет выйти, но на берегу полно людей, какая-то пьяная компания. Решаем не выходить. Вообще, берега становятся оживлёнными – то и дело туристы, рыбаки и просто отдыхающие. Почти все нам кричат и поздравляют с праздником.
     Доезжаем до устья Юшута. Тут полно народу. Много байдарок. Какая-то группа спускалась по Юшуту – видимо, «плановые» туристы, их начальник бодрым голосом обсуждает дальнейшие планы. Резиновая лодка тоже плывёт с Юшута. Большая группа пеших туристов переправляется по очереди на байдарках, руководимых тем начальником. Видимо, они «из одной организации». И много ещё какого-то народу. Останавливаемся размяться и посмотреть на это место. Владик хочет набрать «сокурки» – дубовой коры для своих детей, вырезать из неё всякие штучки.
     Плывём дальше. До мостов – железнодорожного и шоссейного по трассе Казань – Йошкар-Ола – чуть больше часа. Народу всё больше и больше – тут недалеко до станции Илеть, с которой я буду уезжать. Много пьяных. Вот и мосты, они в полутора километрах друг от друга. Новый шоссейный мост снесло в прошлогодний паводок. Сейчас разрушенный пролёт временно залатали, а рядом строят мост мощнее, на смену. После моста останавливаемся попить чаю, заодно и оставшуюся бутылку Эрети допиваем. Яйца, сыр, колбаса – на закуску. Почти весь продукт доели или утопили. Осталось половина сливочного масла – целая банка, полбанки тушёнки, да то, что нельзя было употребить из-за отсутствия котелков – крупа, макароны, концентраты супов и плова. Не доели лук и чеснок. Если бы не наша авария, можно было бы ещё несколько дней существовать. А мы явно переедали.
     Мне можно уже отсюда идти до станции Илеть, но решаем ехать дальше, до Корпекино – тут когда-то жил лесник с такой фамилией. Там дорога приятнее – через лес. Едем с час. Приезжаем около половины шестого. Я выгружаюсь – для меня поход окончен. А они едут на «Санчо» – место их регулярных праздничных сборищ. Большинство приедет туда на поезде на все праздники. От Корпекино это ещё с час на байдарке.
     Люда с Феликсом меня провожают – дорогу показывают. Пройдя с километр, я вспоминаю, что забыл в байдарке топорик. Возвращаюсь бегом за ним. Нужно уже спешить – до поезда не так много времени. Люда с Феликсом выводят меня на прямую дорогу. Прощаемся. Они приедут завтра, собственно только вечер там проведут – Владику нужно пораньше вернуться, у него во вторник 10 часов занятий в институте.
     А я дохожу до станции, сажусь в поезд и кончаю этот дневник. Осталось одно мероприятие – традиционная у них «точка» , т. е. попойка после похода (иногда бывают и промежуточные между походом и точкой знаки препинания – запятые). Точку решили устроить 4 мая – как оказалось, единственный для всех приемлемый день.

в подраздел «Походы и другие путешествия»